Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:18
Москва
29 сентября ‘20, Вторник

Мнения и аналитика INFOX.RU

Артем Косоруков
Политолог, старший преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова

Голосование по поправкам в Конституцию: в чем суть изменений

Опубликовано
Текст:
Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Намеченное на 1 июля 2020 года общероссийское голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации станет своеобразным «референдумом доверия» Президенту В.В. Путину и значимой вехой в конституционном развитии страны.

Говоря о предложенных поправках, следует отметить, что они не затрагивают 1,2 и 9 главы Конституции, таким образом позволяя не созывать Конституционное Собрание и не проводить общероссийский референдум (тем более, что проведение референдума само по себе является масштабным политическим событием и отчасти вызовом для власти, а федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании Российской Федерации все еще не принят). Выбор такого формата как общероссийское голосование по поправкам сам по себе отражает восприятие властью важности публичной сферы и ее стремление повысить легитимность конституционных изменений в глазах населения, что особенно очевидно после одобрения закона о поправках в обоих палатах Федерального Собрания и рекомендательного характера голосования.

Неслучаен также выбор «пакетного» формата голосования по поправкам в Конституцию, так как в противном случае процесс их доработки и поэтапного принятия мог бы значительно усложнить политический сезон лето-осень 2020 года, который в большей мере будет посвящен консолидации политических усилий и работу над восстановлением российской экономики.

Говоря о содержании вносимых поправок в Конституцию, важно отметить поправку в 79 статью, которая по сути отменяет приоритет международного права над российским правом, так как позволяет Конституционному Суду признавать недействительными те нормы международных договоров и соглашений, которые по его мнению противоречат Конституции России. И хотя данная трансформация 79 статьи имеет важное значение для развития России как суверенного государства, способного отстаивать права и свободы человека (вне зависимости от решений международных организаций), появление у КС возможности отступать от выполнения возлагаемых на Россию международных обязательств, снижает правовую взаимосвязь российского и международного права. При этом роль и значение Конституционного Суда в структуре органов государственной власти может существенно вырасти, так как он получит дополнительные полномочия в сфере проверки конституционности принимаемых Федеральным Собранием законов до их подписания Президентом.

Вполне ожидаемыми выступают поправки в статьи 71 и 78 Конституции, в рамках которых государственным служащим России, сенаторам, депутатам и судьям запрещается иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на проживание на территории иностранного государства. Мало того, что данная норма содержится в большинстве конституций стран Запада, выглядит довольно странным, что подобная норма до сих пор отсутствовала в основном законе Российской Федерации (если не считать нормы федеральных законов о государственной службе).

Социальный блок поправок в Конституцию отражает дух времени, в частности, затрагивая усиление социальной поддержки и помощи населению со стороны государства, более того, он закрепляет наметившийся тренд в государственной политике, связанный с повышением со второго квартала 2019 н. величины МРОТ до величины прожиточного минимума. Дополнение 75 статьи Конституции гарантией повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, обязательной индексацией социальных пособий, пенсий и иных социальных выплат по уровню инфляции позволяет говорить о восстановлении российским государством своей социально-ориентированной функции, отражающей надежды населения в отношении государства как фундамента экономической стабильности.

Поправки в 132 и 133 статьи Конституции нацелены на воссоздание единого публичного пространства управления в современной России: они усиливают взаимодействие между государственными и муниципальными органами власти «для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории». Тем самым, государство признает, что местный уровень управления в современной России за последние 27 лет все еще не стал одним из базовых столпов публичного пространства управления, опирающегося на структуры гражданского общества на местах, в результате, государство в рамках вносимых поправок гарантирует ему «судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов в процессе выполнения во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение».

Поправки затрагивают и саму структуру публичной (государственной) власти, в рамках которой появляется как самостоятельный институт — Государственный Совет Российской Федерации. 83 статья в новой редакции наделяет Государственный Совет полномочиями по обеспечению «согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Возможности Государственного Совета таким образом частично дублируют полномочия Президента, более того, порядок избрания председателя и членов Государственного Совета еще будет определен федеральным законодательством, позволяя Президенту В.В. Путину в перспективе перейти в Госсовет, оставив преемнику на президентском посту относительно меньший объём полномочий.

Федеральное Собрание, включая Государственную Дума и Совет Федерации, ожидаемо усилят свои возможности в рамках вносимых в 83 статью поправок. Так, Государственная Дума получит возможность утверждать председателя правительства, всех его заместителей и федеральных министров, Совет Федерации, в свою очередь, сможет назначать на должность Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов, Генерального Прокурора и его заместителей, что в целом подтверждает достигнутый в новейшей истории России баланс между президентской и парламентской концепциями республики, подкрепленный усиленной ролью партии власти как опоры президентской вертикали.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Реклама